Экологическое образование в детском саду

Нормативно-правовые документы
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах.
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
- Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
- Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
- Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.
- Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
- Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
- Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).
- Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).
- Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
- Федеральный закон «О финансировании особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 №29-ФЗ.
- Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
- Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.
- Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).
- Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
- Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
- Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).
- Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.
- Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
- Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
- Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).
- Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.
Экологическое воспитание в детском саду
Экологическое воспитание в детском саду — одна из важных задач дошкольного образования, включённая во ФГОС и ФОП ДО и учебные программы, ведь уже с детства важно формировать бережное отношение к экологии и окружающему миру, прививать навыки экологической грамотности и ответственного поведения, которые ребёнок возьмёт во взрослую жизнь.
Цели экологического воспитания в ДОУ
Становление экологической культуры у дошкольников, развитие любви и бережного отношения к природе начинается в детском саду.
Экологическое воспитание в ДОУ даёт детям:
- Гуманное эмоционально-положительное отношение к природе, воспиятие её красоты, нахождение в ней источника творческого самовыражения;
- Расширение и систематизация элементарных научных знаний о природе, географии, экологии, понимание целостности природы и взаимосвязей всего живого;
- Начальное представление о глобальных экологических проблемах современности и путей их решения: вырубка лесов, вымирание животных и растений, загрязнение мирового океана, глобальное потепление, перенаселение, нехватка пресной воды, ухудшение экологической ситуации в городах, мусорный коллапс и прочее;
- Понимание характера взаимоотношений человека с окружающей средой и его влияния на экологическую обстановку;
- Формирование бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, понимание своей ответственности за сохранение природы;
- Формирование практических навыков по уходу за растениями и животными, норм правильного поведения на природе;
- Формирование представлений о здоровом образе жизни, правильных экологических привычек.
Методы работы по экологическому воспитанию дошкольников
Наблюдение
Самый простой и доступный способ знакомить детей с окружающей средой, растительным и животным миром своего региона – это наблюдение за живой природой. Экологические наблюдения можно проводить в «живом уголке» детского сада, а также на прогулках.
Экскурсии в природные парки и ботанические сады помогают детям больше узнать о растениях и экосистемах, как важно сохранять биологическое разнообразие и чистоту природной среды. Беседы с педагогом помогут детям понять, какие виды животных и растений находятся под угрозой вымирания, и какие меры могут быть предприняты для их защиты.
В детском саду экологические занятия с дошкольниками могут быть следующими:
➤ экскурсии в парки и сады в разное время года;
➤ изучение времён года и различных атмосферных явлений;
➤ заполнение календаря погоды;
➤ уход за комнатными растениями в живом уголке;
➤ посадка и наблюдение за быстрорастущими растениями;
➤ установка кормушек и подкормка птиц зимой;
➤ наблюдение за поведением животных и насекомых.
Игровые занятия
Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Через игру дети исследуют окружающий мир и перенимают взрослые шаблоны поведения, поэтому важно дать им правильные знания об окружающем мире и научить заботливому отношению к природе и животным.
Занятия на тему экологии должны соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС. Игры могут быть дидактическими, направленными на развитие познавательных способностей, а могут быть спортивными, подвижными, направленными на развитие физических навыков, ловкости и командного духа.
Практические занятия
Различные практические виды деятельности, такие как садоводство и опыты с живой природой, помогают детям закрепить знания, полученные на методических занятиях.
Если в детском саду есть возможность, то огромный плюс – дать детям работать с почвой, сажать растения и ухаживать за ними. Одновременно они узнают, как растения помогают поддерживать экологический баланс.
К практическим занятиям по экологическому воспитанию относятся:
➤ уход за комнатными растениями в живом уголке;
➤ высаживание семян, луковиц, деревьев на территории детского сада;
➤ сбор и составление гербариев;
➤ изготовление поделок и аппликаций из природных материалов;
➤ опыты с водой, землёй, растениями, например, проращивание травянчиков.
Также в детском саду проводятся тематические праздники: День Земли, День воды, Праздник урожая, День заповедников и национальных парков России, Международный день лесов, Международный день птиц и тд. На них дети готовят рисунки, поделки, представления и одновременно впитывают знания о важности экологии и её составляющих.
Совместная экологическая культура родителей и детей
Полезные экологичные привычки родителей и взрослых помогут дошкольникам быстрее впитать правильное поведение и следовать ему в дальнейшем. Это могут быть: разумная экономия воды и света дома, осознанный выбор товаров в магазине, хождение за продуктами со своей многоразовой сумкой, отказ от одноразовой посуды и сдача отходов на вторичную переработку.
Проведение экологических мероприятий вместе с родителями и окружающим сообществом: соседями, друзьями, горожанами, — способствует пониманию у детей, что охрана окружающей среды — это задача, которую можно решить только путём совместных усилий. Эти мероприятия могут включать в себя уборку мусора на берегу родной речки или озера, сбор вторсырья, высадку деревьев во дворе и другие действия, которые помогают сохранять чистоту и порядок окружающей среды.
Оформление экологического уголка в детском саду по ФГОС.
Для экологического воспитания, игровых занятий, наблюдений и проведения опытов в детском саду необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую требованиям ФГОС. Она должна быть содержательно-насыщенной, безопасной, доступной, многофункциональной, и обеспечивать разнообразие игровой, познавательной, творческой и исследовательской деятельности дошкольников.
➤ Согласно СанПиН в группах, раздевалках и спальнях нельзя размещать животных. Их можно содержать в холле ДОУ или специальном помещении, куда воспитанники могут входить под присмотром педагогов.
➤ Живые растения – необходимое наполнение живого уголка, соответственно, необходимо учитывать достаточное естественное освещение.
➤ Главное требование к растениям, материалам и инструментам – безопасность. Дети не должны пострадать при нахождении в живом уголке.
➤ Растения, растущие на подоконниках, не должны бить ядовитыми и колючими.
➤ Все мелкие природные материалы, типа семян растений, шишек, камешков, ракушек, должны использоваться строго под присмотром педагога.
Содержание экологического уголка:
✅ Растения, отвечающие требованиям регламента безопасности. Для детского ухода они должны размещаться на доступном дошкольникам уровне.
✅ Инструменты для ухода за растениями: лейки, рыхлители, губки для вытирания пыли с листьев, в старшей и подготовительной группе уход за растениями могут осуществлять воспитанники.
✅ Полки и стеллажи для природных материалов в контейнерах. Также должно быть место для выставки поделок из этих материалов.
✅ На стене – календарь времён года и погоды, где малыши вместе с воспитателем отмечают текущее время года и погоду за окном.
✅ Стенд для размещения аппликаций и рисунков детсадовцев на изучаемую тему.
✅ Пластиковые муляжи фруктов, овощей, животных, насекомых.
✅ Наглядный иллюстративный материал: фотографии и рисунки животных, растений, насекомых, времён года, природных и климатических зон, экологических проблем, видов отходов и так далее. Современные мультимедийные устройства - сенсорные панели или интерактивное проекционное оборудование - позволяют хранить и демонстрировать сотни тысяч фотографий, иллюстраций, видеофайлов, делающих любое занятие с детьми информативным, полезным и увлекательным.
Дидактические игры по экологии и природоведению. Это могут быть классические игры, а могут применятся современные мультимедийные устройства, которые повышают мотивацию и эффективность обучения современных детей.
✅ Детские книги на тему экологии, животных, родного края, красочные атласы и энциклопедии с животным и растительным миром.
✅ Зона для экспериментов и опытов. Сюда можно отнести опыты с растворимыми и нерастворимыми в воде материалами (песок, глина, соль, сахар, крупы), опыты по проращиванию растений (лук, бобовые, кресс-салат, пшено), наблюдение за набуханием почек и появлением листьев на срезанных ветках и так далее.
✅ Место для сменной выставки: сезонное оформление букетами цветов, яркими осенними листьями, корзинами с урожаем, морскими раковинами, ветками деревьев с молодыми листочкам и тд.
Детский сад – это отличный старт для формирования экологического сознания у детей, и важно продолжать работать в этом направлении в школьном и дальнейшем образовании. Экологическое воспитание в ДОУ воспитывает осознанных взрослых, бережно относящихся к окружающей среде и сохраняющих её для будущих поколений.