Экологическое образование в детском саду

Нормативно-правовые документы

Нормативно - правовые документы
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах.

Экологическое воспитание в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду — одна из важных задач дошкольного образования, включённая во ФГОС и ФОП ДО и учебные программы, ведь уже с детства важно формировать бережное отношение к экологии и окружающему миру, прививать навыки экологической грамотности и ответственного поведения, которые ребёнок возьмёт во взрослую жизнь.

Цели экологического воспитания в ДОУ

Становление экологической культуры у дошкольников, развитие любви и бережного отношения к природе начинается в детском саду.

Экологическое воспитание в ДОУ даёт детям:

  • Гуманное эмоционально-положительное отношение к природе, воспиятие её красоты, нахождение в ней источника творческого самовыражения;
  • Расширение и систематизация элементарных научных знаний о природе, географии, экологии, понимание целостности природы и взаимосвязей всего живого;
  • Начальное представление о глобальных экологических проблемах современности и путей их решения: вырубка лесов, вымирание животных и растений, загрязнение мирового океана, глобальное потепление, перенаселение, нехватка пресной воды, ухудшение экологической ситуации в городах, мусорный коллапс и прочее;
  • Понимание характера взаимоотношений человека с окружающей средой и его влияния на экологическую обстановку;
  • Формирование бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, понимание своей ответственности за сохранение природы;
  • Формирование практических навыков по уходу за растениями и животными, норм правильного поведения на природе;
  • Формирование представлений о здоровом образе жизни, правильных экологических привычек.

Методы работы по экологическому воспитанию дошкольников

Наблюдение

 

Самый простой и доступный способ знакомить детей с окружающей средой, растительным и животным миром своего региона – это наблюдение за живой природой. Экологические наблюдения можно проводить в «живом уголке» детского сада, а также на прогулках.

Экскурсии в природные парки и ботанические сады помогают детям больше узнать о растениях и экосистемах, как важно сохранять биологическое разнообразие и чистоту природной среды. Беседы с педагогом помогут детям понять, какие виды животных и растений находятся под угрозой вымирания, и какие меры могут быть предприняты для их защиты.

В детском саду экологические занятия с дошкольниками могут быть следующими:

➤ экскурсии в парки и сады в разное время года;

➤ изучение времён года и различных атмосферных явлений;

➤ заполнение календаря погоды;

➤ уход за комнатными растениями в живом уголке;

➤ посадка и наблюдение за быстрорастущими растениями;

➤ установка кормушек и подкормка птиц зимой;

➤ наблюдение за поведением животных и насекомых.

Игровые занятия

Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Через игру дети исследуют окружающий мир и перенимают взрослые шаблоны поведения, поэтому важно дать им правильные знания об окружающем мире и научить заботливому отношению к природе и животным.

Занятия на тему экологии должны соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС. Игры могут быть дидактическими, направленными на развитие познавательных способностей, а могут быть спортивными, подвижными, направленными на развитие физических навыков, ловкости и командного духа.

Практические занятия

Различные практические виды деятельности, такие как садоводство и опыты с живой природой, помогают детям закрепить знания, полученные на методических занятиях.

Если в детском саду есть возможность, то огромный плюс – дать детям работать с почвой, сажать растения и ухаживать за ними. Одновременно они узнают, как растения помогают поддерживать экологический баланс.

К практическим занятиям по экологическому воспитанию относятся:

➤ уход за комнатными растениями в живом уголке;

➤ высаживание семян, луковиц, деревьев на территории детского сада;

➤ сбор и составление гербариев;

➤ изготовление поделок и аппликаций из природных материалов;

➤ опыты с водой, землёй, растениями, например, проращивание травянчиков.

Также в детском саду проводятся тематические праздники: День Земли, День воды, Праздник урожая, День заповедников и национальных парков России, Международный день лесов, Международный день птиц и тд. На них дети готовят рисунки, поделки, представления и одновременно впитывают знания о важности экологии и её составляющих.

Совместная экологическая культура родителей и детей

Полезные экологичные привычки родителей и взрослых помогут дошкольникам быстрее впитать правильное поведение и следовать ему в дальнейшем. Это могут быть: разумная экономия воды и света дома, осознанный выбор товаров в магазине, хождение за продуктами со своей многоразовой сумкой, отказ от одноразовой посуды и сдача отходов на вторичную переработку.

Проведение экологических мероприятий вместе с родителями и окружающим сообществом: соседями, друзьями, горожанами, — способствует пониманию у детей, что охрана окружающей среды — это задача, которую можно решить только путём совместных усилий. Эти мероприятия могут включать в себя уборку мусора на берегу родной речки или озера, сбор вторсырья, высадку деревьев во дворе и другие действия, которые помогают сохранять чистоту и порядок окружающей среды.

 Оформление экологического уголка в детском саду по ФГОС.

Для экологического воспитания, игровых занятий, наблюдений и проведения опытов в детском саду необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую требованиям ФГОС. Она должна быть содержательно-насыщенной, безопасной, доступной, многофункциональной, и обеспечивать разнообразие игровой, познавательной, творческой и исследовательской деятельности дошкольников.

➤ Согласно СанПиН в группах, раздевалках и спальнях нельзя размещать животных. Их можно содержать в холле ДОУ или специальном помещении, куда воспитанники могут входить под присмотром педагогов.

➤ Живые растения – необходимое наполнение живого уголка, соответственно, необходимо учитывать достаточное естественное освещение.

➤ Главное требование к растениям, материалам и инструментам – безопасность. Дети не должны пострадать при нахождении в живом уголке.

➤ Растения, растущие на подоконниках, не должны бить ядовитыми и колючими.

➤ Все мелкие природные материалы, типа семян растений, шишек, камешков, ракушек, должны использоваться строго под присмотром педагога.

Содержание экологического уголка:

✅ Растения, отвечающие требованиям регламента безопасности. Для детского ухода они должны размещаться на доступном дошкольникам уровне.

✅ Инструменты для ухода за растениями: лейки, рыхлители, губки для вытирания пыли с листьев, в старшей и подготовительной группе уход за растениями могут осуществлять воспитанники.

✅ Полки и стеллажи для природных материалов в контейнерах. Также должно быть место для выставки поделок из этих материалов.

✅ На стене – календарь времён года и погоды, где малыши вместе с воспитателем отмечают текущее время года и погоду за окном.

✅ Стенд для размещения аппликаций и рисунков детсадовцев на изучаемую тему.

✅ Пластиковые муляжи фруктов, овощей, животных, насекомых.

✅ Наглядный иллюстративный материал: фотографии и рисунки животных, растений, насекомых, времён года, природных и климатических зон, экологических проблем, видов отходов и так далее. Современные мультимедийные устройства - сенсорные панели или интерактивное проекционное оборудование - позволяют хранить и демонстрировать сотни тысяч фотографий, иллюстраций, видеофайлов, делающих любое занятие с детьми информативным, полезным и увлекательным. 

Дидактические игры по экологии и природоведению. Это могут быть классические игры, а могут применятся современные мультимедийные устройства, которые повышают мотивацию и эффективность обучения современных детей.

✅ Детские книги на тему экологии, животных, родного края, красочные атласы и энциклопедии с животным и растительным миром.

✅ Зона для экспериментов и опытов. Сюда можно отнести опыты с растворимыми и нерастворимыми в воде материалами (песок, глина, соль, сахар, крупы), опыты по проращиванию растений (лук, бобовые, кресс-салат, пшено), наблюдение за набуханием почек и появлением листьев на срезанных ветках и так далее.

✅ Место для сменной выставки: сезонное оформление букетами цветов, яркими осенними листьями, корзинами с урожаем, морскими раковинами, ветками деревьев с молодыми листочкам и тд.

Детский сад – это отличный старт для формирования экологического сознания у детей, и важно продолжать работать в этом направлении в школьном и дальнейшем образовании. Экологическое воспитание в ДОУ воспитывает осознанных взрослых, бережно относящихся к окружающей среде и сохраняющих её для будущих поколений.

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie